Психологические особенности человека, который чаще становится «жертвой»

 

  1. Первым пунктом я бы выделила нарушенные психологические границы, при которых человек ощущает спутанность между собой и другим. Чужое поведение рассматривается только как реакция на «мое» поведение, словно другой не обладает собственной волей, ответственностью, способностью к самоконтролю. Так, одна моя пациентка боялась расстроить мужа своими обоснованными высказываниями, предполагая, что таким образом подтолкнет его к измене или уходу из отношений.
  2. Жертва склонна к пассивной агрессии, но ей может быть недоступна естественная прямая агрессия, в виде злости или ярости. Часто жертва боится своей злости либо считая ее слишком разрушительной, либо — себя плохой в тот момент, когда эти чувства ее захватывают.
  3. Так как жертва из-за страха собственной агрессии не имела достаточного времени для упражнений в адекватном применении злости, то ситуация еще больше усложняется, когда она выходит из себя и либо наносит себе самоповреждения, либо крушит все вокруг.
  4. Жертва подспудно уверена, что к ней можно обращаться на повышенных тонах или проявлять физическую силу (иногда она даже хочет этого). Так, пациентке казалось, что она на самом деле плохой человек, а значит, заслуживает соответствующее к себе отношение.
  5. Жертве часто свойственна так называемая «святость». Ей кажется, что истинным проявлением силы духа является терпение и смирение. В каком-то смысле жертва чувствует себя «выше» и «лучше» своего обидчика, когда терпеливо выдерживает его нападки.
  6. Жертве кажется, что она может «перевоспитать» другого своим примером, покладистостью и хорошим отношением.
  7. Жертве может казаться, что без нее другой погибнет, она чувствует себя ответственной за его жизнь и благополучие. В этом плане жертва грандиозна и склонна к спасательтву (см. «Треугольник Карпмана»).
  8. Жертве кажется, что она в одиночку не справится со своей жизнью.
  9. Жертва не воспринимает партнера целостно, она видит его расщепленным, причем «хорошая часть» ей нравится, а вторая воспринимается как отдельная и не связанная с первой. Так, жены алкоголиков часто описывают своих мужей: «Когда не пьет – золотой человек. Когда выпьет – я его не узнаю, превращается в монстра. Закодируйте его». Причем со временем «жертва» начинает использовать стыд и вину агрессора для усиления своего контроля и власти над ним, ощущения собственного превосходства и бонусов, которые к обиженному святилищу приносит провинившийся. Значительный эффект также оказывает возрождение «надежды» на исправление. Жертве кажется, что-теперь-то уже точно все будет по-другому.
  10. Жертва часто испытывает сильный страх перед агрессором и ощущение беспомощности. Ей кажется, что не существует такого способа, которым можно защититься от его агрессии. А если она прибегнет к чьей-то помощи, то будет только хуже.
  11. Жертва боится ошибиться и сделать что-то неправильно, быть неидеальной.
  12. Жертва фокусируется в большей степени на чувствах и потребностях другого, нежели на своих собственных.
  13. «Образ Я» самой жертвы также расщеплен на две части – «плохую» и «идеальную». Они обе находятся в отношениях взаимного преследования, т.е., как в случае с «плохой» частью агрессора, жертва хочет избавиться от своей «плохости». А потому завязывает отношения с кем-то «плохим», рядом с которым она «всегда будет лучше»). «Плохая часть» размещается в другом, и те баталии, которые происходят у жертвы в голове, когда она не в паре, уже разыгрываются вовне. Таким образом внутренний конфликт выводится наружу.
  14. Где-то очень глубоко жертве льстит мысль, что агрессор готов на все (даже на физическую силу) только бы получить в свое распоряжение жертву («бьет — значит любит»). Это едва уловимое чувство грандиозного инфантильного «Я», которому в свое время, возможно, не хватило ощущения собственной нужности, а так как эта потребность не была удовлетворена, то человек может питаться ею не из самых «здоровых источников». Хотя искать удовлетворение от чувства, что ты нужен кому-то, можно и в других отношениях (с ребенком, друзьями, заводя домашних животных, участвуя в волонтерских программах, в отношениях на основе взаимного уважения, с близкими).
  15. В опыте жертвы в категории «близкие отношения» отсутствует понятие взаимно уважительных и равных отношений.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.